Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы заключается в том, что стихийные бедствия, техногенные аварии периодически случаются на планете и на территории нашего государства. В связи с тем, что увеличивается урбанизация растет и их число. Это случается по разнообразным причинам: воздействие антропогенного момента на окружающую среду, увеличение населения, пренебрежение или полное отсутствие норм строительной и технологической безопасности, цикличный прирост и уменьшение численности природных бедствий и т.д.
Эти и многочисленные прочие факторы подталкивают страны к формированию государствами систем безопасности, систем реагирования на вероятные риски разного характера. Присутствует такого рода необходимость и в сфере международных отношений. Об этом свидетельствуют определенные факты устремления стран к совместной работе по предупреждению бедствий и устранению их последствий при помощи заключения международных договоров различного уровня, формирования международных специализированных организаций и структур.
С формированием урбанизации, увеличением народонаселения значения результатов стихийных бедствий существенно возросли. Сформировалась потребность в разработке механизмов предупреждения стихийных бедствий, подготовки населения, устранения последствий (усиление строений, обустройство отводных стоков и т.д.). Отношения по защите от стихийных бедствий вначале складывались на внутригосударственном уровне в области управления при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В российской юридической науке в настоящее время педалируется учение о формировании комплексной отрасли национального права – права чрезвычайных ситуаций.
Аварии и катастрофы предполагают возникновение серьезной опасности для жизни общества. Они могут случаться как по собственно технологическим причинам, так и инициироваться опасными природными явлениями – землетрясениями, ураганами, штормами. Техногенные аварии и катастрофы сопровождаются радиационным и химическим загрязнением, взрывами, пожарами, обрушениями. Стихийные бедствия в сегодняшней техносфере могут вызвать поток чрезвычайных ситуаций, а промышленная деятельность – спровоцировать природные катастрофы с тяжелыми последствиями. Россия занялась этой проблемой только в конце восьмидесятых годов, после трагических событий в Чернобыле и Спитаке.
Таким образом, выбранная тема курсовой работы является достаточно актуальной и интересной.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения граждан.
Предмет исследования: пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и членов их семей
Цель курсовой работы: исследовать особенности пенсионного обеспечения лиц, которые пострадали от радиационных или техногенных катастроф. Цель определила задачи курсовой работы:
Дать общую характеристику пенсионного обеспечения граждан, которые пострадали от радиационных и техногенных катастроф и членов их семей с этой целью будет изучен правовой статус граждан пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и членов их семей, а также рассмотрено правовое регулирование данного вопроса;
Проанализировать практические аспекты пенсионного обеспечения граждан пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф: условия, порядок и размер.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы состоит в обобщении и анализе накопившегося комплекса знаний, а также в выявлении особенностей пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф.
Информационная база исследования. Курсовая работа написана на основе обобщения уже имеющихся учебно – методических материалов, анализа различных точек зрения по ряду дискуссионных вопросов и использования фактических материалов (отраслевых, региональных и зарубежных).
Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и членов их семей
1.1. Правовой статус граждан пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и членов их семей
В настоящее время как на территории Российской Федерации, объединить одним понятием «лица, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф».
И. В. Григорьев отмечает, что в соответствии с российским законодательством данная группа охватывает лиц, пострадавших в результате следующих катастроф:
– на Чернобыльской атомной электростанции;
– граждане, подвергшиеся радиации в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча;
– в результате испытаний на Семипалатинском полигоне и т.д .
Следовательно, проблема радиации и ее отрицательных последствий, в том числе влекущих возложение ответственности на государство за причиненный вред и необходимость успешной реализации механизма их социальной защиты актуальна не только на территории Российской Федерации, но и за ее границами.
Дополнительным подтверждением сказанного является Постановление совета министров союзного государства 29 августа 2019 г. № 8 «О Программе совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» .
Э.М. Филиппова придерживается мнения о том, что рассмотренное обстоятельство, также необходимость возмещения государством нанесенного данным лицам вреда здоровью ставит перед законодателем задачу сформировать обособленный пакет законов, который будет регулировать социальную защиту и пенсионное обеспечение граждан пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и членов их семей. В подтверждение вышеизложенного существует не только большое количество уже принятых нормативных документов, которые касаются данной сферы правоотношений, но и присутствие специальных целевых программ, затрагивающих права и законные интересы пострадавших от последствий радиации . В качестве примера можно привести:
– Постановление Правительства России от 21 января 2022 г. №24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» ;
Действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации применяет в качестве основного термин «граждане, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф». При этом анализ правовых норм дает возможность выделить его основные характерные черты:
1) анализируемая группа людей представляет собой отдельную социальную общность, то есть выступает исходной «точкой отсчета» в социальном пространстве, которую принято называть социальной группой, со свойственными ей социальными потребностями и ценностями ;
2) в сама дефиниция «граждане, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф» охватывает как граждан, подвергшихся непосредственно негативному воздействию» так и членов их семей;
3) предпосылкой для объединения граждан в одну категорию выступает один из следующих фактов:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (с изм. от 23.12.2021) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.
3. Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 48.Ст. 5850.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О страховых пенсиях" // Российская газета.2013. № 296.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.
7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 128.
8. Постановление совета министров союзного государства 29 августа 2019 г. № 8 «О Программе совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». ULR: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1645558304&tld=ru&lang=ru&name=programma_sovmestnoy_deyatelnosti_rossiya_belorus_chernobyl.pdf&tex (дата обращения: 22.02.2022).
9. Постановление Правительства России от 21 января 2022 г. №24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации". ULR: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403360982/ (дата обращения: 22.02.2022).
10. Обзор изменений Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". ULR: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=388830&dst=100001#SUnbGySiKzrt9KPT1 (дата обращения: 23.02.2022).
Учебная и справочная литература
11. Афтахова А.В. Право социального обеспечения. Практикум : учеб, пособие для академического бакалавриата / А. В. Афтахова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. – 220 с.
12. Горелов А. А. Социология: Учебн. М., 2016. - 434 с.
13. Григорьев И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – 2-е изд., переработанное и дополненное- М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 87.
14. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях [Текст] : [сборник] / [В. Г. Белоглазова и др.] ; М-во здравоохранения и социального развития Российской Федерации ; отв. ред. Ю. В. Воронин. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 1086 с.
15. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018.- 380 с.
16. Миронова Т.К. Право социального обеспечения : учеб, пособие / Т.К. Миронова. — М.: КноРус, 2018. 350 с.
17. Моисеев А.В. Современные аспекты международной безопасности. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Учебник. / под общ.ред. А.В. Моисеева, А.В. Муравых. М., 2022. -3 50 с.
18. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2018. Вып. 5. 55 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках
19. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования //Журнал российского права.2017. № 8(248). С. 112-127.
20. Филиппова Э.М. Правовая охрана персональных данных лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также лиц, пострадавших от техногенных аварий и катастроф // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2017. №3. С. 25-29.
Интернет-ресурсы
21. Чупрова Е. В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие. ULR: https://consultant.ru/?returnUrl=req%3Ddoc%26base%3DCMB%26n%3D18438&cameFromForkPage=1&demo=1 (дата обращения: 23.02.2022).